Портфолио учащегося
Положение о портфолио учащегося 1-4 классов
Положение о портфолио учащегося 5-11 классов:
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 года № 373), Уставом МОУ Борисоглебская СОШ № 1 в целях создания условий для введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Документ разработан в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является основой для определения образовательного рейтинга учащихся.
Важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности.
2. Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
- Диагностическую (фиксирует изменения и рост за определенный период времени).
- Целеполагания (поддерживает учебные цели).
- Мотивационную (поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов).
- Содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых работ).
- Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения, развития и воспитания);
- Рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений).
3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету.
Обязанности администрации учебного заведения:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и заместитель директора по воспитательной работе организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несут ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
4. Требования к содержанию портфолио
Портфолио учащегося имеет титульный лист и четыре основные раздела. На титульном листе должны быть представлены основные сведения об обучающемся и фотография обучающегося.
Содержание и примерное название разделов:
Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилию, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося). (Приложение № 1)
Раздел 1. «Мой портрет» включает любую информацию, которая интересна и важна для ребенка (данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах, достижения по результатам обучения в начальной школе, дополнительную информацию).
Раздел 2. «Мои достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающегося: грамоты, свидетельства, сертификаты, дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятий. Включает информацию о результатах учебно-познавательной деятельности (результаты промежуточных и итоговых работ по отдельным предметам, результаты участия в олимпиадах).
Раздел 3. «Творческий поиск» включает информацию о результатах деятельности творческого характера: участие в различных конкурсах, мероприятиях творческой направленности. (Приложение № 2)
Раздел 4. «Спорт-успех» включает информацию о результатах участия в спортивных, военно-прикладных и туристических конкурсах, соревнованиях и т.п.
Раздел 5. «Исследовательская и проектная деятельность» включает информацию о результатах исследовательской и проектной деятельности: участие в учебно-практических конференциях, проектные и исследовательские работы заочных и очных конкурсов и т.д.
5. Порядок формирования и оформления портфолио
Период формирования портфолио – весь период обучения в основной школе.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его дальнейшего развития и обучения
Портфолио оформляется в соответствии с принятыми требованиями, указанными в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий может храниться в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка. Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий может храниться в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
6. Подведение итогов работы
Анализ работы и оценка достижений учащихся по материалам портфолио проводится классным руководителем. Приложение 3
Классный руководитель составляет сводную итоговую ведомость, которая заверяется подписью и печатью директора школы. Приложение 4
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1
МОУ Борисоглебская СОШ № 1
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№ |
Название |
Предмет |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
Участие в общественной жизни класса и школы:
№ |
Название |
Содержание |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№ |
Название |
Сфера учёбы |
Учреждение |
Результат |
Дата |
Подпись |
Спортивные достижения:
№ |
Название |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№ |
Название |
Содержание |
Учреждение |
Результат |
Дата |
Подпись |
Творческие работы, рефераты, проекты:
№ |
Название |
Область знаний |
Количество страниц |
Результат |
Дата |
Подпись |
Приложение 3
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели |
Измерители |
Результат – балл |
---|---|---|
Учебная деятельность |
Средний балл годовых оценок |
До 5 |
Олимпиады |
Школьная: Победитель Призер Участник |
3 2 1 |
Муниципальная: Победитель Призер Участник |
5 4 3 |
|
Областная: Победитель Призер Участник |
7 6 5 |
|
Всероссийская: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 |
|
Международная: Победитель и призёр |
10 |
|
Спортивные достижения |
Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 |
Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 |
|
Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник |
7 6 5 |
|
Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 |
|
Международные соревнования: Победитель и призёр |
10 |
|
Дополнительное образование |
Участие в кружках, секциях |
2 |
Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 |
|
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 |
|
Школьные мероприятия |
Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия |
1 2 3 |
Приложение 4
Сводная итоговая ведомость
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ |
Показатели |
Балл |
1 |
Учебная деятельность |
|
2 |
Достижения в олимпиадах, конкурсах |
|
3 |
Спортивные достижения |
|
4 |
Дополнительное образование |
|
5 |
Участие в мероприятиях и практиках |
|
ИТОГО: |
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
Дата Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель: __________________________